Инициатива-2018
Актуальные проекты
Ключевые направления работы МООАиЮ «Инициатива–2018» объединены в проекты. Проекты нацелены на улучшение положения адвокатов в стране. Они будут реализовываться путем широкого обсуждения актуальных проблем, формирования внутрикорпоративных правил, инициирования изменений в законодательство. Список проектов обсуждался на учредительном собрании и был утвержден правлением МООАиЮ «Инициатива—2018».
Равноправие
Проект направлен на содействие восстановлению в адвокатуре демократических принципов независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

Направления деятельности

1) Инициирование изменений ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», направленных на восстановление системы выборов органов адвокатского самоуправления на принципах внутрикорпоративной демократии (в частности: прямые выборы президентов региональных палат на собраниях (конференциях) адвокатов, Президента Федеральной палаты адвокатов — на Всероссийском съезде адвокатов; изменение института ротации).

2) Регулярное максимально широкое и гласное обсуждение стоящих перед адвокатурой вопросов и проблем с подведением итогов голосования, как правило, с применением современных коммуникационных технологий. Доведение итогов обсуждения и голосования до лиц и органов, в компетенции которых находится разрешение соответствующих вопросов. Принятие мер, направленных на реализацию принятых решений.

3) Применение современных коммуникационных технологий для выявления лидеров адвокатского сообщества и отношения адвокатов к деятельности органов адвокатского самоуправления.

4) До момента изменения действующего законодательства — формирование внутрикорпоративных традиций и обыкновений, направленных на легитимизацию избрания президентов палат путем согласования (одобрения) избрания на конференции (общем собрании, съезде) адвокатов.

5) Формирование практики прозрачности деятельности органов адвокатского самоуправления (в частности — публикация принимаемых решений, сведений о компенсационных и иных выплатах, иных расходов, данных о финансово-хозяйственной деятельности, согласование с органами адвокатского самоуправления любых сделок, имеющих признаки конфликта интересов и прочее).

6) Разработка «Кодекса этики и профессионального поведения руководителей адвокатского сообщества». Инициирование ратификации Кодекса со стороны ФПА РФ, руководителей адвокатских палат регионов и руководителей крупных адвокатских образований.

7) Содействие в выдвижении и избрании в органы адвокатского самоуправления федерального и регионального уровня (руководство адвокатурой) лиц, приверженных демократическим принципам независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

Свобода
Цели проекта

— содействие восстановлению в адвокатуре нормативного регулирования и практики, исключающих возможность применения КПЭА и иных корпоративных актов за пределами профессиональной деятельности адвоката;

— недопущение ограничения пределов внутрикорпоративной критики;

— недопущение ограничения обжалования решений органов адвокатского самоуправления, касающихся применения мер дисциплинарной ответственности к адвокату, в судебном порядке (прежде всего — недопущение ограничения судебного обжалования решений о прекращении статуса адвоката);

— недопущение принятия органами адвокатского самоуправления решений, не относящихся к профессиональной деятельности адвокатов и вторгающихся в их частную и публичную жизнь.

Направления деятельности

1) Применение внутрикорпоративных способов восстановления должного нормативного регулирования и практики (в том числе — инициирование соответствующих изменений КПЭА, иных корпоративных актов; участие в формировании надлежащей дисциплинарной практики при максимальном использовании механизмов самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов).

2) Оказание необходимой правовой, организационной и иной помощи несправедливо преследуемым и наказанным в дисциплинарном порядке адвокатам (как правило — членам «И 18», а в случаях, когда допущенное нарушение носит характер, подрывающий основы независимости адвокатской профессии и принципы деятельности профессионального демократического сообщества — независимо от членства адвоката в «И 18»).

3) Судебное обжалование незаконных корпоративных актов и решений органов адвокатского самоуправления, обращения в государственные и межгосударственные органы, наделенные правомочиями по защите прав и свобод граждан.
Концепция монополии
Проект направлен на недопущение реализации инициатив регулирования рынка профессиональной юридической помощи, а равно изменения законодательства об адвокатуре, не отвечающим интересам адвокатов, юристов и иных граждан.
Разработанный Минюстом России проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, согласно которому оказание юридических услуг на возмездной основе вне статуса адвоката невозможно, чреват не только потерей адвокатами профессиональной независимости, но и потерей активными адвокатами самой профессии юриста. Такое положение связано как с деградацией в адвокатуре институтов внутрикорпоративной демократии, так и с фактически происходящим расширением действия норм КПЭА за пределы профессиональной деятельности адвоката. Соответственно, в условиях реализации проекта Концепции возникает опасность использования дисциплинарного производства в качестве механизма давления на «неудобных» власти либо адвокатскому руководству адвокатов.

Кроме того, проект Концепции не достаточно проработан с точки зрения прогнозов его реализации и не в полной мере отвечает интересам адвокатов и граждан по целому ряду его позиций, а поэтому нуждается в серьезной корректировке.

Направления деятельности

1) Участие в разработке и реализации соответствующих изменений проекта Концепции и законопроектов.

2) Инициирование и организация широкого обсуждения вопросов Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, а также соответствующего изменения законодательства в адвокатском и юридическом сообществе (с привлечением всех заинтересованных лиц, в том числе с принятием соответствующих решений органами адвокатского самоуправления и иных институтов гражданского общества).

3) Широкое сотрудничество по указанным вопросам со всеми заинтересованными лицами (прежде всего — юристами, не являющимися адвокатами).
Гражданское общество
Проект направлен на создание системы взаимодействия «И 18» с правозащитным сообществом России, иными институтами гражданского общества, межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

Целью такого взаимодействия является совместная деятельность «И 18» с иными институтами гражданского общества и, в частности, возможное сотрудничество в реализации текущих Проектов «И 18».
Самоорганизация
Проект является прикладным. Он включает в себя комплекс мероприятий организационно-технического и финансового характера, направленных на становление и поддержание надлежащего функционирования «И 18».

Способами достижения указанных целей является создание соответствующей структуры «И 18» и определение принципов финансирования ее деятельности.

Структура «И 18»
1) Закрепление за членами правления «И 18» отдельных направлений деятельности организации (кураторы направлений).

2) Формирование секций поддержки направлений деятельности «И 18».

3) Содействие вступлению в «И 18».

4) Создание региональных отделений «И 18». Создание региональных отделений организации в более чем половине субъектов РФ станет основой для придания «И 18» статуса общероссийской общественной организации.

5) Создание отдельных площадок организационной и технологической поддержки «И 18».

6) Создание инфраструктуры технических сотрудников «И 18».
(наиболее оптимальные формы выполнения текущих задач и работ).
Финансирование «И 18»
1) Создание оптимальной и соответствующей требованиям закона схемы формирования доходной части бюджета, исключающей риски неоправданного вмешательства в деятельность «И 18», включающей:

— Внешние источники финансирования (гранты, пожертвования, проектное финансирование* и софинансирование).

— Внутренние источники финансирования (добровольные членские взносы, проектное членское финансирование*, финансирование оказываемой организацией юридической помощи членам «И 18»).

2) Создание системы расходной части бюджета, включающей:

— Расходование средств на финансирование основных проектов «И 18».

— Расходование средств на оказание необходимой правовой, организационной и иной помощи несправедливо преследуемым и наказанным в дисциплинарном порядке адвокатам.

— Расходование средств на текущую деятельность «И 18» (приобретение и содержание оборудования, расходных материалов, печатная и виртуальная продукция, работа со СМИ; создание и функционирование сайтов, иных интернет-проектов; услуги связи, интернет; транспортные услуги и прочее).

— Расходование средств на организацию деятельности органов управления, иные мероприятия «И 18».

— Фонд выплаты вознаграждения за выполняемую в интересах «И 18» работу (в т.ч. «компенсационные выплаты»)**.

* Перераспределение средств проектного (в том числе членского) финансирования допускается лишь с согласия жертвователя при возникновении избыточного финансирования по определенному направлению и исключительно в рамках финансирования иных основных проектов «И 18», не связанных с вознаграждением (компенсационными выплатами) членов органов управления и сотрудников организации.
** По решению Правления, вознаграждение председателю и членам правления за выполняемую в «И 18» работу (компенсационные выплаты) в 2018—2019 годах производится не будет.